Что такое полиграфия?
Как происходит процесс производства посредством офсетной печати.
Полиграфия – от греческого «поли» - много, «графо» - писать. Полиграфия это тиражирование (дублирование) любой печатной продукции. Начиная от книг и журналов, и заканчивая флаерами, буклетами, этикетками, и любыми рекламными и упаковочными продуктами.
Полиграфическая продукция изготавливается различными способами такими, как шелкография (термоперенос, шелкотрафарет), цифровая печать (оперативная полиграфия), флексопечать и офсетная печать.
Если оценивать различные способы печати по цене и качеству, то офсетная печать предлагает самые выгодные цены и отличное качество. Стоимость офсетной печати зависит от тиража, чем больше тираж, тем ниже стоимость одного экземпляра.
В отличии от печати на обычном принтере, процесс производства посредством офсетной печати, гораздо сложнее и имеет много этапов.
1 стадия. Разработка графического дизайна.
Любой печатный материал несет в себе не просто рекламную информацию или информацию о прилагающемся продукте. Тут еще и важен способ оформления. Хорошая продуманная рекламная кампания способна привлечь множество серьезных клиентов. Чем качественнее оформление, чем дольше над ним трудились, тем солиднее будет выглядеть печатная продукция. Качественный графический дизайн оставит хорошее впечатление о компании, и будет больше доверия к качеству товаров и услуг, которые компания предоставляет.
Чтобы заказать дизайн, нужно предоставить информацию о компании:
- Логотип компании (в хорошем качестве)
- Фотографии (в высоком разрешении, снятые профессиональными фотографами, например «стоковые»)
- Текст (завлекающий «продающий» текст, описание товара или услуги)
- Контактные данные (телефон отдела продаж, отдела техподдержки, если нужно, факс, e-mail, адреса офиса и почты)
Это важно! Доверьте процесс создания дизайна профессионалу. Возьмем, к примеру, такую услугу как заказ еды на дом. Предположим вы сделали заказ; когда вам его доставят, вы можете либо оплатить заказ и насладится им, либо отказаться. Но вы не станете советовать поварам, как его готовить, какие продукты брать, какими специями посыпать, и каким способом доставлять. Вы просто делаете заказ, сообщаете адрес доставки и ждете. То же самое можно сказать о разработке графического дизайна. Вам только нужно предоставить дизайнеру данные о компании, информацию о продукте, фирменный стиль, и ваше виденье дизайна. В сам процесс создания графического дизайн желательно не вмешиваться.
2 стадия. Подготовка макета для печати.
Подготовкой макета на печать занимается специалист – мастер предпечатной подготовки. Его задача подготовить файл соответствующим образом, произвести так называемый «спуск полос».
Мастер предпечатной подготовки и дизайнер – это не одно и то же. Дизайнер (чаще всего) понятия не имеет, как подготовить файл к печати. Да это ему и не нужно знать. В каждой типографии есть свой предпечатник, который подготовит файл согласно техническим требованиям и прочим нюансам, имеющим значения для этой конкретной типографии.
Единственный совет, который можно дать дизайнеру и заказчику в связи с подготовкой макетов для печати – иметь исходные файлы с отдельными текстами и картинками, и оригинальные иллюстрации, на тот случай, если придется корректировать элементы дизайна, в соответствии с требованиями технологии печати.
3 стадия. Фотовывод на пленки.
Технология офсетной печати устроена так, что текст и иллюстрации, предварительно переносятся на фотопленку. Файл, содержащий графику и текст, раскладывается на четыре отдельных цвета, производится так наз. цветоделение. Каждый цвет формирует отдельную фотопленку, служащей основой для переноса информации для печати на форму для печати.
4 стадия. Засвечивание форм.
Когда комплект из всех пленок (стандартно 4 цвета на одну сторону, но возможно и больше, а также и меньше) готов, начинается перенос изображения с пленки на форму. Пленка служит матрицей, с помощью которой засвечивается светочувствительный слой на форме для офсетной печати.
Форма представляет собой тонкую пластину из алюминиевого или цинкового сплава, на которую нанесен гидрофильный слой, а поверх него – светочувствительный. Когда процесс засвечивания формы завершен, форма подвергается проявке и травлению.
После всех манипуляций, получается готовые формы для печати, для каждой краски – отдельная форма, все вместе они составляют комплект форм для офсетной печати.
5 стадия. Пусковая приладка.
Приладка необходима в печатном процессе офсета, так как формы требуют совмещения всех цветов точной и кропотливой настройки. В зависимости от обстоятельств и сложности, на пуско-приладку требуется израсходовать от 100 до 200 листов печатного формата. На этой стадии очень важно подобрать правильную цветопередачу, отрегулировать кол-во подачи краски и совместить стороны, лицевую и оборотную.
Это важно! Во время пусковой приладки мастер печати настраивает цветопередачу согласно с цветным макетом, представленным заранее. Если точность цветопередачи очень важна, необходимо уточнить это с менеджером при приеме заказа, так как менеджеру следует находиться в цеху во время пуско-приладки, что позволит ему проконтролировать точность передачи цветовых оттенков.
6 стадия. Печать офсетной продукции.
После приладки, если цвета настроены точно, происходит процесс печати. При офсетной печати оперируют термином «печатный лист», который может содержать на себе несколько экземпляров типографского изделия, или несколько страниц.
Суть офсетной печати достаточно проста: типографская офсетная краска наносится равномерно на валик с установленной формой, но краска прилипает только к тем местам формы, где гидрофильная поверхность не была смыта при проявке. Валик с нанесенной краской «прокатывается» по печатному листу, далее печатный лист проходит последовательно под всеми валиками с красками, и таким образом, формируется полноцветное изображение.
Кроме основных красок, так наз. CMYK – cyan, magenta, yellow, black (contour), возможно отпечатывание заказного цвета называемого пантона (Pantone). Пантон выбирается заказчиком из специальной пантонной политры (с помощью «веера» образцов), отличной от стандартных. А также для пантонов можно использовать смешивание стандартных краски, смешивая их вручную, добиваясь необходимого оттенка.
Пантоны можно использовать для защиты от подделки (уникальный пантонный цвет трудно подделать) или для правильного отображения корпоративных, фирменных цветов. Если рассматривать пантонный цвет при увеличении, можно заметить что пантон имеет ровную заливку, в отличие от обычных «составных» цветов, которые при близком увеличенном рассмотрении оказываются набором мелких точек разного оттенка. Также пантонными красками могут быть необычные краски, такие как золотая и серебряная краски, а также выборочная лакировка (лаковые узоры и водяные знаки, поверх стандартной печати).
В типографии, где печатается наша полиграфическая продукция, работают 4-секционные печатные машины:
- Ryobi 524 (Форматом А3+ 500x350мм)
7 стадия. Нанесение лакировки.
Как уже говорилось, покрытие лаком полиграфической продукции возможно выборочное, то есть для лаковых «узоров» выводится отдельная пленка и изготавливается печатная форма, как для отдельной краски. Только вместо краски при печати лакового слоя заливается офсетный или УФ лак, таким образом, формируется дополнительный лаковый слой поверх остальных красок. Заливка лаком возможна и полная, покрытие лаком придает полиграфической продукции защиту от мелких повреждений и придает солидный вид.
Если нужен больший глянец, рекомендуется использовать УФ лак – кроме повышенного глянцевого эффекта УФ лак также защищает печатную продукцию от воздействия прямых солнечных лучей. Краска на покрытом УФ лаком объекте долго держится и не теряет своей яркости.
Это важно! При подготовке дизайна для выборочного лака следует учитывать минимальную толщину линий – 0,2 мм.
8 стадия. Ламинация.
Ламинация придает бумаге больше прочности и более блестящую поверхность, чем лакировка. В принципе, все знакомы с ламинацией – в отличие от лакировки, ламинация бумажных бейджей, водительских прав, пропусков и визиток производится достаточно часто, и часто не только в печатных цехах.
Фактически, пакеты и обложки книг в современной полиграфии на 95% покрыты ламинацией. Кроме книг, пакетов, скретч-карты также рекомендуется покрывать ламинацией, так как скретч-слой, прикрывающий пин-код, клеится лучше и надежнее именно к ламинированному слою. Кроме механического укрепления, ламинирование придает полиграфической продукции солидный вид. На ощупь бумага (или картон), покрытая ламинацией, также вызывает чувство комфорта и надежности.
9 стадия. Послепечаные работы
На отпечатывании листов, лакировке или ламинации полиграфический процесс изготовления полиграфической продукции не заканчивается. Можно сказать, печать – это только половина дела. Вторая половина – это так наз. постпечатные работы, то есть, дальнейшая обработка отпечатанных листов, чтобы продукция, наконец, приобрела свой законченный вид. Вот основные виды послепечатных работ:
Тиснение
Для тиснения используют клише – штамп, который прижимает к бумаге пленку с золотистым или серебряным покрытием. При воздействии температуры и давления со стороны клише, золотистый или серебристый слой с пленки приклеивается к поверхности полиграфического изделия. В результате на изделии остается блестящий слой «тиснения», привлекающий внимание потребителя и оставляющий впечатление «богатого», дорогого дизайна. Печать золотистой и серебристой краской дает менее впечатляющий эффект, чем тиснение.
Это важно! При подготовке файла к заготовлению клише, необходимо помнить – изображение для клише нужно инвертировать, сделать «зеркальным», и обратить в изображение негативное, то есть, в качестве фона должен выступать черный фон, а объекты должны быть белыми. Недопустимы градиенты и полутона – только черное-белое изображение.
Конгрев
Конгрев (или как его еще часто называют – конгреф) — это разновидность тиснения с помощью клише, но при конгревном тиснении вместо отпечатывания фольгированного слоя производится выдавливание изнутри, таким образом, на продукте, подвергнутом конгреву, появляются выпуклые участки.
Это важно! Для конгрева изображение также подготавливается в негативе, но в отличие от обычного тиснения «зеркальность» не требуется.
Бигование, или биговка
При сгибе бумаги возможны надрывы и разрушение красочного слоя в месте сгиба. Во избежание кривого или неправильного сгиба, полиграфическая продукция предварительно бигуется – на местах будущих сгибов продавливаются канавки или так наз. биги при помощи специального не острого ножа.
Переплет
Виды переплетов (4 вида):
- Скобы (скрепление скобами делается специальным брошюровочным степлером).
- Пружина. Пластиковая или металлическая пружина продевается в заранее заготовленую перфорацию на краю блока листов (например, на календаре или блокноте) и скрепляет листы.
- Термопереплет (термо-клей). Используется, например, для книг в мягкой обложке, каталогов, справочников, также блокнотов и некоторых толстых журналов.
- Нитко-швейка или ниткошвейка (сшивка страниц под твердый переплет).
Это важно! В полиграфических изделиях, переплет которых крепится на скобы или нитко-швейку, количество страниц должно делится на 4 без остатка (кратное четырём).
Если заказанная продукция крепится на пружину, на месте крепления под перфорацию требуется оставлять поле шириной 8-10 мм.
Пикколо, люверсы.
В местах одиночных отверстий в полиграфической продукции (например, в настенном календаре отверстие для прикрепления на стену на гвоздик) устанавливают металлические кольца-заклепки. Пикколо – так называются эти кольца – диаметром 4 мм, укрепляют отверстие в бумаге и делают полиграфическую продукцию более долговечной и надежной в эксплуатации.
Ригель.
Для подвешивания настенных календарей, скрепленных на пружинный переплет, используют своеобразную «вешалку» – ригель. Ригель – это кусок относительно толстой (1,5 - 2 мм) проволоки, продеваемый внутрь пружины. В середине ригель образует петлю, за которую и подвешивается на стену перекидной календарь. Длина ригеля зависит от ширины календаря, и составляет не меньше 50% от ширины календаря, который он должен поддерживать.
Резка.
После отпечатывания типографские листы содержат на себе, как правило, более чем один экземпляр полиграфической продукции. Для отделения копий друг от друга применяют разрезание на разрезальном автоматическом станке. Резка производится достаточно точно, по линиям разреза, но строго по параллельным линиям, соответственно, резка применяется только к прямоугольной продукции. Все, что не вписывается в прямоугольную форму, вырезается из печатного листа при помощи высечки.
Высечка.
Для фигурных этикеток, для коробок, для пакетов, бирок нестандартной формы, используют высечку. Все, что не вписывается в прямоугольник, вырезается из печатного листа при помощи пресса для высечки и высекального ножа. Нож проектируется на стадии дизайна, и после печатных работ настает время высечки продукции. Высекальный нож, кроме острых лезвий, может также содержать биговочные (затупленные) лезвия, перфорационные лезвия и рифленые.
Это важно! Если печатная продукция требует высечки (не прямоугольная форма), требуется оставлять поля на дизайне на 2 мм больше требуемого размера, так как точность вырубания при высечке около 0,5 мм.
Скругление углов
Для продукции прямоугольной формы с закругленными углами, не требуется высечка, достаточно порезать отпечатанные листы на нужный размер, и скруглить углы с помощью специального углореза.
Сборка, склейка
Пакеты, коробки, некоторые другие виды полиграфической продукции требуют помимо высечки, еще сборки и склейки, по заранее определенным бигованием линиям сгиба.
Особое значение при сборке имеет точность при разработке высечного ножа, расположение мест биговки и высечки. Для проверки точности ножа производят предварительную сборку макета на стадии дизайна. Например, при сборке коробок неточное расположение сгибов может привести к кривизне коробки или вовсе к невозможности ее собрать.
10 стадия. Упаковка продукции.
После выполнения всех печатных и постпечатных работ, полиграфическую продукцию упаковывают. Продукцию сортируют согласно договоренности с заказчиком, или исходя из принятых в типографии стандартов.
Теги: http://полиграфия.uz